Директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян прокомментировал в интервью Armenia Today вероятность военных действий США и Израиля против Ирана, возможное воздействие этого кризиса на Армению, а также риски новой эскалации на границе Армении и Азербайджана.
Отвечая на вопрос о вероятности операции против Ирана, эксперт сказал: «Никогда не говори никогда. Конечно, можно себе представить и различного рода военные акции». В то же время он выразил мнение, что вероятность военного конфликта не является чрезвычайно высокой и находится на уровне ниже 50%.
Искандарян отметил также маловероятность широкомасштабной наземной операции против Ирана. «Мне трудно представить широкомасштабную наземную войну, такую как была в Ираке в свое время. Можно представить какие-то акции, которые могли бы проводиться Израилем или Израилем и США. Я не думаю, что это очень вероятно, но представить такое возможно. Если это будет происходить, конечно же, это отразится на регионе и политике в нем. Именно это я и называю турбулентностью, которую мы сейчас наблюдаем», — сказал он.
Комментируя заявления Баку о якобы имеющих место обстрелах на границе, Искандарян отметил, что Азербайджан вообще использует в отношении Армении «качели», сочетая заявления о движении к миру и переговорах с резкими и «иногда не очень приличными» заявлениями в адрес Еревана. «Это происходит всегда. <…> Иногда этого бывает недостаточно, и Баку прибегает к другим средствам, в частности, стрельбе. Это составная часть той стратегии, которую принял Азербайджан – продолжать давить на Армению различными способами», — пояснил политолог.
При этом он выразил сомнение, что эти заявления Баку связаны с планами начать большую войну, предусматривающую захват серьезных участков территории. «Не думаю, что это напрямую связано с тем, что Азербайджан собирается начинать большую войну. Это не означает, что она в принципе невозможна, но большие войны начинают по-другому: не объявляют, а наоборот бывает затишье перед этим», — сказал Искандарян.
В то же время он назвал вполне вероятными осуществление Азербайджаном различного рода эскалаций, стрельбы, возможно, передвижения войск у границы. «Более того, боюсь, что это будет происходить. Просто потому что стратегия Азербайджана заключается в том, чтобы все время оказывать давление. <…> Азербайджан делает примерно то, что Армения и Арцах не делали после 1994 года», — пояснил он.
Отвечая на вопрос о возможной роли Ирана в сдерживании возможной эскалации, Искандарян назвал ее серьезной, напомнив о заявлениях Тегерана по поводу границы Армении и т.н. «Зангезурского коридора». «Политическая роль Ирана в этом существенна», — отметил Искандарян. В то же время он подчеркнул, что это роль не будет носить прямого характера, и речь не идет об участии иранских войск в возможном конфликте.
Искандарян, комментируя возможное усиление роли России в регионе в случае завершения конфликта с Украиной, отметил, что в настоящее время не ожидает завершения конфликта и окончательного мира между Москвой и Киевом. При этом он отметил возможность понижения уровня насилия и определенной стабилизации ситуации, выразив мнение, что это не произойдет в ближайшее время.
«Думаю, правда, не скоро. Сейчас совсем не тот период, и я не вижу, зачем России в нынешний момент, что-то подписывать. Но конечно, окончание украинской войны скажется на постсоветском пространстве вообще и Южном Кавказе в частности», — сказал эксперт.