Российский политолог, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук Александр Крылов в интервью Armenia Today прокомментировал перспективы посредничества США в подписании мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, а также участия Вашингтона в открытии маршрута через Сюник.
В Белом доме 8 августа планируются переговоры президента США Дональда Трампа с главами Армении Николом Пашиняном и Азербайджана Ильхамом Алиевым. По данным СМИ, Трамп проведет с ними отдельные встречи, после чего лидеры сделают совместное заявление. Планируется подписание документа о мирном урегулировании между странами. Reuters сообщает, что проект получил название «Маршрут Трампа ради международного мира и процветания» (TRIPP). США могут передать участок консорциуму для строительства и управления инфраструктурой.
Крылов подчеркивает, что цель США — не урегулировать конфликт между Ереваном и Баку, а продвинуть свои интересы в регионе. По мнению эксперта, для американской стороны и Трампа важно укрепить имидж миротворца и спасителя в зонах конфликтов. При этом участие в проекте открытия дороги через Сюник обеспечит для США военно-политическое присутствие на границе с Ираном.
Планируемый документ не решит реальных проблем между странам
По словам Крылова, даже если «случится чудо» и мирный договор будет подписан, он потребует ратификации в парламентах обеих стран, а Баку вряд ли готов отказаться от предусловий, которые ранее выдвигал. И хотя подписанный документ в Вашингтоне и в Ереване будет представлен как важный шаг к миру, он не решит существующие между Арменией и Азербайджаном проблемы.
«Для Алиева отказаться от своих предусловий психологически очень сложно, поэтому мне кажется, что всё ограничится подписанием какого-то документа о намерениях заключить мирное соглашение, а не полноценного мирного договора», — отметил политолог.
США продвигают свои интересы на Южном Кавказе под предлогом миротворчества
Участие США в урегулировании, по мнению Крылова, не будет эффективным, поскольку главная цель Вашингтона — обеспечение собственных интересов: контроль над мировыми ресурсами и ключевыми транспортными путями, а также создание плацдармов на границах тех стран, которые США считают проблемными: Ирана, России, Китая и Северной Кореи. Это, по его словам, Вашингтон делает под предлогом обеспечения транспортировки грузов и миротворчества.
По словам эксперта, участие в эксплуатации дороги через армянский Сюник и военно-политическое присутствие на армяно-иранской границе может использоваться Соединенными Штатами с учетом текущих напряжённостей в регионе, в том числе в связи с недавней ситуацией в Иране и военными действиями Израиля.
«Весь регион могут ожидать новые большие испытания», — уверен эксперт. По его мнению, с усилением влияния США все вероятнее становится развязывание военных действий против каких-то из стран, которые Америка считает соперниками или врагами.
Эксперт также усомнился в заинтересованности американцев в развитии транзита китайских товаров через Армению и Южный Кавказ в Европу, о чем говорится в проекте правительства Армении «Перекрёсток мира». «Вряд ли они (США — АТ) будут заинтересованы в том, чтобы действовать в интересах своих соперников», — добавил он.
Политолог считает, что баланс сил на Южном Кавказе сейчас крайне невыигрышен для Армении. Усиления позиций Армении в связи с присутствием США в Сюнике, по его мнению, не предвидится, скорее это «создаст новые проблемы». Пропаганду властями этого шага как «величайшего достижения» Крылов объяснил приближающимися выборами в Армении.
Стратегическая неопределнность с Россией сохраняется
Крылов подчеркнул, что действия России в сложившейся ситуации будут зависеть от решений армянского руководства. «Если власти Армении окончательно разорвут политические и военные отношения с Россией, потребуют вывода российских баз, то Россия покинет страну. В этом случае Армения будет определять свою судьбу без российского фактора», — пояснил эксперт.
Он выразил уверенность, что Россия не будет силовыми или дипломатическими методами противодействовать такому решению, если оно будет принято Ереваном.
«Пока Пашинян воздерживается от окончательного разрыва отношений с Россией, сохраняется ситуация стратегической неопределённости в армяно-российских отношениях. Посмотрим, может быть ситуация изменится в какую-то сторону, которая будет более благоприятной для возврата российско-армянских отношений в конструктивное русло», — заключил эксперт.