174 года назад, 2 августа 1851 года, родился Погос Нубар-паша — выдающийся меценат, изобретатель, предприниматель и дипломат.
Погос Нубар родился в Константинополе (ныне Стамбул). Род Нубарянов происходил из Сюника. Его предки активно участвовали в освободительной борьбе Сюника в XVIII веке, были соратниками Давида Бека, а позднее обосновались в Смирне (ныне Измир), занявшись торгово-экономической деятельностью. Отец будущего мецената — Нубар Нубарян — трижды занимал пост премьер-министра Египта.
Хотя Погос Нубар не пошёл по стопам отца и не занялся политикой напрямую, он за короткое время достиг видного положения и авторитета. Он установил тесные связи с дипломатическими и политическими кругами Европы. Достигнув высокого общественного статуса, Нубар-паша никогда не забывал и не отрицал своего армянского происхождения.
Armenia Today продолжает серию публикаций об армянских меценатах, оказавших значительное влияние на судьбу своего народа. Жизнь и благотворительная деятельность Погоса Нубара не ограничивались рамками Армении — напротив, они стали локомотивом перемен для всего армянства, включая диаспору. Его филантропическая деятельность была многоплановой — от помощи преследуемым армянам в Османской империи до масштабных дипломатических миссий от имени всего народа.
Основание крупнейшей благотворительной организации Армении и Диаспоры
Армянский народ никогда не испытывал нехватки благотворителей, однако не всем из них удалось остаться в живой памяти поколений. Совсем другое дело — Погос Нубар-паша: основанный им союз стал настоящим храмом армянской филантропии.
В 1906 году в Каире состоялся съезд видных армянских деятелей, на котором была основана крупнейшая в мире благотворительная организация, действующая и поныне — Армянский всеобщий благотворительный союз (AGBU). Его целью была помощь армянскому населению, проживавшему в Западной Армении и Киликии. Для устойчивости деятельности был создан неприкосновенный фонд, обеспечивающий долгосрочное функционирование программы.
Целями AGBU стали материальная помощь нуждающимся армянам по всему миру, содействие образованию и воспитанию молодежи, поддержка инициатив по сохранению армянской идентичности за рубежом и вклад в экономическое процветание родины. Союз с самого основания носил исключительно гуманитарный характер и отвергал любую торгово-экономическую или политическую деятельность. Его финансовые ресурсы формировались за счёт членских взносов, пожертвований и сборов.
До начала Первой мировой войны, благодаря усилиям Погоса Нубара, AGBU успешно выполнял возложенные на него задачи. В Союз входило 8500 членов, у него было 150 отделений, из которых 70 находились на территории Османской империи.
Первоначально Союз управлялся из Каира, а с 1922 года — из Парижа, где располагалась центральная администрация, которую возглавлял Погос Нубар-паша. Из-за ухудшения здоровья он подал в отставку 28 мая 1928 года. Президентом Союза был избран Галуст Гюльбенкян, а Погос Нубар был провозглашён пожизненным почётным президентом.
Несмотря на отрицательное отношение к большевистской идеологии, Погос Нубар внёс весомый вклад в дело репатриации армянской диаспоры и восстановления родины. В 1920-х годах он оказал неоценимую поддержку в деле иммиграции армян из Диаспоры и переселении армянских сирот из Ближнего Востока в Армению. Во время ереванского наводнения и ленинаканского землетрясения 1926 года он снова был рядом с пострадавшими, предоставив значительную финансовую помощь.
Одним из самых значимых его вкладов в здравоохранение стало строительство в 1929 году офтальмологической клиники имени Мари Нубар в Ереване. Идея строительства жилого квартала для репатриантов рядом с Ереваном также принадлежала Погосу Нубару. Квартал был построен на его личные средства и при участии AGBU, но уже после его смерти.
AGBU по сей день успешно реализует множество разнообразных программ, направленных на помощь нуждающимся армянам по всему миру и развитие Республики Армения.
Дипломатическая миссия в годы великих перемен и защита Армянского вопроса
Тяжёлое положение западных армян, обречённых на лишения в результате политики младотурок, а также сокрушительные поражения Турции в 1912 году стали поводом для возвращения к обсуждению Армянского вопроса — проблемы восстановления армянкой государственности и защиты интересов армян как в Османской империи, так и по всему миру.
В этому году по указу Католикоса всех армян Геворга V главой Армянской национальной делегации был назначен Погос Нубар. Ему предстояло представить великим державам вопрос о необходимости реформ в армянонаселённых провинциях Османской империи. Его выбрали потому, что он был влиятельным, беспартийным, пользовался уважением как у армян Диаспоры, так и в официальных дипломатических кругах Европы. В отличие от прежних руководителей делегаций, принадлежавших к духовенству, Погос Нубар представлял вопрос не с гуманитарной, а с прагматической, политико-стратегической точки зрения.
«Целеустремлённый, инициативный и деятельный человек, он имел честолюбие — справедливое и благородное — быть достойным сыном своего великого отца, к которому он питал почти культ, стремясь собственными делами оставить имя, вписанное в историю. И вот перед ним открылась возможность, работая ради дела своего народа, удовлетворить внутреннюю потребность быть полезным, сыграть общественно значимую роль и занять своё законное место среди исторических личностей армянского народа», — писал общественный деятель Аршак Чопанян, присутствовавший при вручении указа католикоса.
Назначение Погоса Нубара главой национальной делегации сразу сделало его известной фигурой. Все слои армянского общества обратили внимание на него — человека, в жилах которого, по мнению многих, текла кровь вольнолюбивых армянских меликов. Армянская периодическая пресса была полна восхищённых статей о его личных качествах, талантах и возможностях.
В течение 1913 года Погос Нубар неоднократно направлял официальные меморандумы дипломатическим кругам Европы. В этих документах он обосновывал необходимость проведения в армянских провинциях реформ экономическими, социальными, гуманитарными и политическими причинами, напоминал державам, что армянские реформы закреплены в статье 61 Берлинского договора, что необходим европейский контроль над их реализацией и что выполнение этих реформ не приведёт к распаду Османской империи.
Результатом стала армяно-турецкая реформаторская программа 1914 года, навязанная Турции великими державами. Однако из-за начала Первой мировой войны она осталась нереализованной. У этого процесса был и другой, более долгосрочный результат: он породил у разных слоёв армянского народа надежды. Армяне в самых разных уголках мира начали думать не о том, как улучшить жизнь под турецким управлением, а о восстановлении независимого армянского государства — и делать конкретные шаги в этом направлении.
В 1919 году Погос Нубар как руководитель делегации западных армян выступил вместе с делегацией Первой Республики Армения во главе с Аветисом Агароняном на Парижской мирной конференции. После преодоления разногласий обе делегации объединили усилия для защиты справедливых прав армянского народа. Делегации были полны надежд, что великие державы, учитывая вклад армян в победу над Германией и ее союзниками и понесённые страдания, наконец создадут Великую Армению. С этой верой 12 февраля Агаронян и Нубар-паша подписали и представили Парижской конференции документ с армянскими требованиями о создании армянского государства из шести вилайетов Западной Армении, вилайета Трапизон, четырёх санджаков Киликии и всей территории Республики Армения — под 20-летним мандатом США.
Погос Нубар опасался, что в случае падения Республики Армения Западная Армения окажется покинутой и бесхозной, и стремился укрепить свои позиции в Европе как представитель именно западноармянской части народа. В ходе обсуждений, предшествовавших подписанию Севрского договора, Погос Нубар вёл переговоры с главными архитекторами Версальской системы: Жоржем Клемансо, Стефаном Пишоном, Джорджем Керзоном и другими официальными лицами.
10 августа 1920 года в Севре, недалеко от Парижа, был подписан Севрский договор между Антантой и Османской империей, который предусматривал включение в состав Армении вилайетов Эрзрум, Трапизон, Ван и Битлис, с последующим определением границ республики со стороны США. Однако в договоре ничего не говорилось о киликийских армянах. Поэтому Погос Нубар продолжил свои усилия в защиту прав армян, вновь осевших в Киликии. К сожалению, эти попытки не дали результатов, в первую очередь из-за военных побед кемалистской Турции и решения Франции передать Киликию Турции.
Рука спасения для гонимых армян в Турции
С началом Первой мировой войны Погос Нубар в ноябре 1914 года обратился к британским властям с предложением занять побережье Киликии с целью спасения местных армян. Высадка британских войск могла бы обеспечить безопасность армянского населения, однако у Великобритании были другие стратегические планы.
В апреле 1919 года Нубар совместно с главой делегации Республики Армения Агароняном подписал соглашение с Американским комитетом помощи Ближнему Востоку. В его результате в независимую Армению была доставлена масштабная гуманитарная помощь — мука и другие продукты питания. За считанные месяцы западным армянам было направлено помощи на сумму 1,6 миллиона франков.
В 1917 году в общественно-политической жизни армян произошли значимые события, подтвердившие высокий авторитет Погоса Нубара-паши как среди западных, так и восточных армян. В мае в Ереване прошел первый съезд западных армян, а в сентябре — съезд восточных армян в Тифлисе. На обоих форумах обсуждались вопросы общенационального значения, и в результате были приняты резолюции, выражающие доверие Армянской национальной делегации под его руководством.
Помощь Погоса Нубара армянам, пережившим гонения и геноцид, была не только материальной. Его дипломатические усилия, стремление к объединению армянского народа и созданию достойных условий жизни в независимой Армении вселяли надежду на лучшее будущее и символизировали возможность возрождения после трагедии.
Продвижение арменоведения по всему миру — от Оксфорда до Парижа
В диаспоре Погос Нубар-паша последовательно поддерживал армянские образовательные учреждения, понимая ключевую роль просвещения в сохранении национальной идентичности. В рамках усилий по развитию арменоведения он пожертвовал 4000 золотых университету Оксфорда — для основания кафедры арменоведения, которая должна была стать центром академических исследований по армянской тематике в англоязычном мире.
Ещё одним значимым шагом стало основание Нубаряном матенадарана в Париже — научной библиотеки и исследовательского центра, ставшего важной опорой для армянской интеллектуальной жизни в Европе.
В последние десятилетия своей жизни Погос Нубар посвятил себя масштабной благотворительной деятельности. На его средства в 1920-х годах, кроме Парижского Нубаряновского матенадарана, были построены училище Нубарян в Каире и Студенческий дом имени Мари Нубар — общежитие для армянской молодёжи, обучающейся во Франции.
В 1924 году он перенёс армянский студенческий фонд из Египта в Брюссель. Этот фонд должен был предоставлять стипендии армянским студентам, обучающимся в европейских университетах — в особенности тем, кто брал на себя обязательство после окончания учёбы вернуться в Армению и работать на благо родины.
Процветание армянской общины Египта
Погос Нубар играл значительную роль не только в государственной и экономической жизни Египта, но и в национальном развитии местной армянской общины. Возглавляя Архиерейские собрания армянской епархии Александрии и Каира, он внёс исключительный вклад в укрепление общинной инфраструктуры, добившись многократного увеличения финансовых поступлений в армянские учреждения Египта.
Особо заметной стала его поддержка армянских беженцев, спасшихся от резни в Османской империи при султане Абдул-Гамиде и нашедших прибежище в Египте.
В 1904 году Погос Нубар-паша был избран председателем провинциального представительного совета Каира. За годы его руководства, с 1905 по 1914, доходы армянской церкви в Каире выросли с 2000 до 10 000 золотых — беспрецедентный рост, позволивший расширить благотворительные и образовательные инициативы общины.
На заключительном этапе своей жизни, уже будучи в преклонном возрасте, Погос Нубар полностью посвятил себя благотворительной деятельности. Даже будучи прикованным к постели, он продолжал лично контролировать реализацию своих гуманитарных программ, направленных на поддержку нуждающихся и пострадавших армян как в Диаспоре, так и в Армении. В армянской истории он навсегда остался как выдающийся национальный деятель, щедрый меценат и дальновидный организатор.
Наследие Погоса Нубара: урок служения нации
Погос Нубар-паша был не просто выдающимся меценатом, дипломатом или общественным деятелем. Он стал воплощением армянской собранности, дальновидности и достоинства в одну из самых драматичных эпох истории народа. Его жизнь — это пример того, как личная инициатива и чувство национальной ответственности могут преобразить не только судьбы отдельных людей, но и направить ход всей истории.
Его благотворительная деятельность охватывала десятки стран, тысячи семей, сотни проектов. Но за цифрами стояло большее — стремление создать стабильную инфраструктуру для развития армянства в рассеянии, укрепить его идентичность, дать молодёжи образование и веру в будущее. Он понимал, что благотворительность — не просто жест милосердия, а инструмент национального строительства. На дипломатическом фронте Нубар-паша стал голосом целого народа — народа, который не имел государства, но имел право быть услышанным.В отличие от многих своих современников, он предлагал не только жалобу, но и программу — продуманную, аргументированную, реалистичную.
Сегодня, когда армянский народ вновь сталкивается с вызовами и неопределённостью, фигура Погоса Нубара остаётся актуальной как никогда. Его жизнь — это напоминание о том, что и в самые тёмные времена можно строить, созидать и думать о будущем.