В Ереване 13 июля стартовал 22-й международный кинофестиваль «Золотой абрикос» — главное кинематографическое событие года в Армении. Это одна из немногих возможностей для киноманов увидеть на большом экране редкие фильмы — как местного производства, так и привезённые из других стран. Почётным гостем фестиваля в этом году станет иранский режиссёр Амир Надери. В рамках фестиваля покажут три его работы: Waiting, Harmonica и The Runner. В числе гостей фестиваля — актёры Карен Карагулян и Ваче Товмасян, сыгравшие в нашумевшем фильме Шона Бейкера «Анора», который получил признание на Каннском кинофестивале и выиграл «Оскар».
Armenia Today изучила программу фестиваля и отобрала фильмы, которые обязательно стоит посмотреть всем настоящим любителям кино.
Фестиваль торжественно откроется победителем Каннского кинофестиваля этого года — новой картиной Джафара Панахи, который приезжал в Ереван в 2024 году с предыдущей своей работой. It Was Just an Accident («Простая случайность») — фильм о семье, один из членов которой, выйдя на свободу после долгого заключения, сталкивается со своим палачом и оказывается перед моральной дилеммой: выбрать прощение или месть. Как и большинство независимых иранских лент, картина была снята без разрешения властей. Панахи знаком с таким не понаслышке: в 2010 году ему на 20 лет запретили снимать в Иране.
Международный конкурс
В международный конкурс «Золотого абрикоса» вошли десять фильмов. В программе представлены картины из Франции, Бельгии, Италии и соседней Грузии, а также из Эквадора, Аргентины, Украины, Польши и Монголии. В этом году в конкурсе особенно много работ, совмещающих игровую и документальную стилистику. Среди них — участники крупных международных кинофестивалей, в том числе документальных, а значит, увидеть такие фильмы в обычном прокате практически невозможно.
Яркая работа международного конкурса, которую точно стоит увидеть, — Holy Electricity («Святое электричество») грузинского режиссёра Тато Котетишвили. Два кузена находят чемодан с железными крестами и решают превратить находку в бизнес: очистив заржавевший металл и украсив его неоновой подсветкой, они начинают продавать кресты своим соседям. На фоне тбилисских пейзажей эта история постепенно превращается в поэтичную оду любви к городу, который, как и кресты, порой так и ждёт, чтобы его достали из пыльного чемодана и увидели заново. Holy Electricity — красивое, атмосферное наблюдение за жителями Тбилиси, немного сказочное, но с тёплым юмором и искренней любовью к городу. Фильм получил главный приз в программе дебютного кино на швейцарском фестивале в Локарно в 2024 году.
Ещё одна настоящая находка — Fiume o Morte! («Фиуме или смерть!») словенского режиссёра Игоря Безиновича, необычный гибридный фильм, размывающий границы между игровым и документальным кино. Лента переосмысляет исторический нарратив столетней давности: в 1919 году, когда Фиуме (ныне хорватский город Риека) должен был войти в состав будущей Югославии, итальянский политик, поэт и драматург Габриэле д’Аннунцио, вдохновлённый растущими националистическими настроениями, захватил власть в городе на полтора года. Спустя век режиссёр возвращается в Риеку, где местные жители рассказывают свою версию этих событий. Безинович дополняет их воспоминания архивными материалами и театрализованными реконструкциями. Главный вопрос, который он ставит: как прошлое формирует настоящее? Фильм получил главный приз Роттердамского кинофестиваля
Ещё одно любопытное кино попало в программу «Золотого абрикоса» из экспериментальной секции престижного швейцарского фестиваля Visions du Réel. Это швейцарско-аргентинская картина The World Upside Down («Перевернутый мир») режиссёров Агостины Ди Лучано и Леона Швиттера. Герои фильма живут однообразной, размеренной жизнью в аргентинской глубинке, где, казалось бы, ничего не происходит — до тех пор, пока в эту повседневность не начинает просачиваться магия: загадочный сгусток света меняет восприятие окружающего мира и заставляет задуматься о его устройстве. Режиссёр Агостина ди Лучано визуализировала истории, навеянные домом её детства — он стал не просто декорацией, а полноценным действующим лицом картины. Одна из ключевых тем фильма — как люди сегодня проводят время вместе в мире, где быть частью сообщества становится всё сложнее.
Среди оставшихся фильмов международного конкурса — ещё несколько ярких и глубоких работ, каждая из которых по-своему отражает современный мир. Тем, кого волнует происходящее здесь и сейчас, стоит обратить внимание на Songs of Slow Burning Earth («Песни медленно горящей земли») украинской режиссёрки Ольги Журбы — аудиовизуальную хронику жизни во время войны и попытку осмыслить неизбежную нормализацию этой реальности, сквозь которую всё же прорастают мечты о будущем.
Фильм Light Memories («Светлые воспоминания») эквадорского режиссёра Миши Вальехо Прута будет особенно интересен тем, кто увлекается фотографией как способом сохранения личной памяти: исследуя семейный архив, автор пытается заново осмыслить образ отсутствующего отца. А завораживающая полудокументальная лента The Wolves Always Come at Night («Волки всегда приходят ночью») Габриэлы Брейди перенесёт зрителей в монгольские степи и расскажет историю семьи, вынужденной радикально изменить свою жизнь — несмотря на стремление сохранить традиции, которые её определяют.
Региональная панорама
Не менее интересной выглядит и региональная панорама 22-го «Золотого абрикоса». Единственная армянская картина в этой программе в 2025 году — After Dreaming («После мечтаний») Кристине Арутюнян, премьера которой состоялась в секции Forum на Берлинском кинофестивале. В своём дебютном полнометражном фильме Арутюнян рассказывает трагичную историю случайной смерти в армянской глубинке — не на войне, но из-за войны, от которой люди до сих пор не могут освободиться. Жители деревни поручают солдату Атому увезти из села Клодетту, которая не должна узнать о смерти отца. По дороге в удалённый монастырь их путешествие превращается в поиски смысла — для каждого по-своему. Ранее короткометражный фильм Арутюнян 2020 года World («Мир») получил приз на «Золотом абрикосе».
Imago режиссера Умара Пицаева рассказывает непростую семейную и локальную историю парня по имени Дени. Это глубоко личное документальное повествование, основанное на собственном опыте автора. Уроженец Чечни Дени отправляется в Грузию, где его мать приобрела для него участок земли — с надеждой, что он, наконец, обретёт стабильность. Однако поездка превращается в исследование собственной идентичности, путешествие по национальным особенностям, столкновение с неудобными вопросами и погружение в глубины коллективной памяти. Премьера фильма состоялась на Неделе критики в Каннах.
Ещё из локальной программы однозначно можно рекомендовать Tehran, an Unfinished History («Тегеран: незавершённая история») Саида Нури — документальный фильм, смонтированный из архивных кадров, снятых в иранской столице на протяжении последнего столетия. Нури предлагает визуальное погружение в историю Тегерана и страны, пережившей революции и радикальные преобразования. Особенно интересно посмотреть этот фильм сегодня, когда Иран вновь и вновь оказывается в центре мировых новостей.
Внеконкурсная программа
Во внеконкурсной программе «Золотого абрикоса» стоит искать новое кино от известных режиссёров, которое, вероятно, не дойдёт до проката, а также полнометражные фильмы независимых армянских авторов.
Среди самых ожидаемых — Mirrors No 3 («Отражения № 3») германского режиссера Кристиана Петцольда и Yes («Да») израильтянина Надава Лапида, оба — постоянные участники международных фестивалей. Также на фестивале покажут Two Prosecutors («Два прокурора») — новый игровой фильм Сергея Лозницы, в котором он вновь обращается к теме государственного и полицейского насилия. Ещё один важный показ — The Lilac Wind of Parajanov («Сиреневый ветер Параджанова») живого классика Али Хамраева, современника и соратника Сергея Параджанова.
Конечно, это далеко не всё, что можно увидеть на летнем смотре: программа очень обширная, а неделя кинопоказов обещает быть максимально насыщенной. Хорошая идеей будет также обратить внимание на сборник короткометражек из программы Apricot Stone, панорамы молодого армянского кино. Любителям классики, помимо фильмов Надери, стоит обратить внимание на специальный показ Mulholland Drive («Малхолланд Драйв») Дэвида Линча.
Юлия Кузищина