Датой рождения Даниэла Бек-Пирумяна считается 1861 год, но Юрий Пирумян, внук полководца, написавший большую книгу о деде, допускает, что на самом деле Даниэл Абиссогомонович мог родиться и раньше. В любом случае Бек-Пирумян – уроженец Карабаха, а эта земля всегда давала бесстрашных воинов.
Окончив городское училище в Шуши, Бек-Пирумян решил посвятить себя военному делу, и направился в пехотное училище в Тифлисе. Юнкером он был прилежным, посему командование направило молодого человека в офицерскую стрелковую школу в Ораниенбауме под Петербургом. Службу в российской армии он начал в 1881 году, прикомандированным в лейб-гренадерский Эриваньский полк.
Служил он верой и правдой, шли годы, войны и революции меняли мир, и в 1918 году Даниэл Бек-Пирумян перешел из русской в армянскую армию – молодой Первой республики. Его назначили под командование генерала Мовсеса Силикяна, сначала заместителем командующего Ереванским гарнизоном, а затем командиром Сурмалинского военного участка. В том же году командующий Армянским корпусом республики, генерал-лейтенант Назарбеков представил Бек-Пирумяна к званию генерал-майора.
Бек-Пирумян был командиром отряда в Сардарапатском сражении, заместителем Силикяна по фронту. 22 мая 1918 года его отряд вместе с другими подразделениями обратил в бегство аскеров на центральном участке фронта. В Сардарапатском деле участвовал и двоюродный брат генерала — Погос Бек-Пирумян, командир 5-го Карабахского полка.
…27 мая 1918 года армянская артиллерия с утра нанесла мощный удар по позициям противника, подавила турецкие огневые точки, после чего армянские силы перешли в наступление на турецкие позиции. В решающий момент Бек-Пирумян для воодушевления армии вывернул свою военную форму наизнанку, красной подкладкой поверху и бросился на передний край, лично возглавив решающее сражение. В это время Хзнаузский армянский отряд обошел турецкий фланг, резко свернув к югу и зайдя в тыл вражеских позиций.
В конце 1919 года Бек-Пирумяну было присвоено звание генерал-лейтенанта, он назначается военным комендантом Карса.
Юрий Пирумян пишет в книге о полководце так: «Осенью 1920 года, когда бои подходили к Карсу, генерал Пирумян назначается командующим всего фронта. Он сразу отправляется на передовую линию, но, попав в автомобильную катастрофу, ломает себе ногу. В день падения Карса он в гипсе лежит в своей комнате. Сдачу Карса и поведение Даниэл-бека подробно описал епископ Гарегин Овсепян в своих мемуарах, опубликованных в газете «Молодая Армения» в США в 1958 году. В итоге Даниэл-бек вместе с начальником штаба Ваганом ТерАракеляном попадает к туркам в плен. Там Тер-Аракелян ухаживает за своим командиром и лечит его, а летом 1921 года, накануне Карсской конференции, Александру Мясникяну удается вернуть на Родину пленных военнослужащих, в числе которых был и Даниэл-бек. В 1922 году генерал находит адрес своей семьи, проживающей в Москве. Он пишет ей, что скоро выедет из Еревана, но жена и дети напрасно ждали его. Во время подготовительных сборов к путешествию Даниэл-бек скоропостижно скончался. Его похоронил архиепископ Гарегин Овсепян во дворе храма Гаянэ».
Надо сказать, что есть несколько версий причин смерти Даниэл-бека, да и в годах тоже существуют расхождения. Кто-то утверждает, что его в 1921 году расстреляли большевики, кто-то – что видел генерала живым даже в 1930 году. В любом случае, будем считать его последним пристанищем могилу в Эчмиадзине 1922 года.
…Там, на плите, под крестом, надпись по-армянски: «Даниэл-бек Пирумян, полководец Сардарапатских боев». Чуть пониже: «герой Родины». Внизу выгравирован знак вечности и высечен орел с мечом в когтях. Кресты – слева и справа.
Рубен Гюльмисарян