Власти будут использовать три основных фейковых нарратива против формирующейся новой политической силы главы группы компаний «Ташир» Самвела Карапетяна, заявил вице-президент ГК Нарек Карапетян и назвал главную проблему всех руководителей Армении. По словам Карапетяна, власти намерены использовать эти тезисы для того, чтобы посеять разногласия в обществе, упростить управление им и разочаровать его во всех тех силах, которые предлагают новые идеи. Он также подчеркнул, что новая сила Самвела Карапетяна намерена деполитизировать систему государственного управления и привлечь к совместной работе профессионалов с «чистыми руками».
Фейк №1. «Самвел Карапетян действует в интересах Москвы»
Первый фейк заключается в утверждении о том, что Самвел Карапетян якобы действует в интересах Москвы. Он напомнил, что именно при нынешнем правительстве доля России в торговом обороте Армении выросла с 27% в 2018 году до 45%, и еще 15% по данным 2024 года приходится на экспорт золота, драгоценных камней и металлов, поступающих из России и вывозимых обратно.
На первый взгляд это могло бы восприниматься как основной драйвер роста, однако тревогу вызывает не «российский след», а отсутствие у Еревана других устойчивых экономических партнёров. Помимо России, у Армении есть два крупных экономических партнера — ЕС, с которым торговый оборот в шесть раз меньше, чем с РФ, и Китай, с которым торговля в семь раз меньше.
«Владивосток (Приморский край, — AT) осуществляет всего 30% своего товарооборота с Россией. Республика Армения делает 45%, и еще 15% — это реэкспорт товаров из России. То есть мы находимся в более плохом положении с точки зрения экономической независимости, чем Владивосток внутри самой России», — провел сравнение Карапетян.
Выход — новые рынки: как Армения может диверсифицировать свою торговую политику
Нарек Карапетян заявил, что для обретения подлинного суверенитета необходима сбалансированная экономическая политика. Если основная часть торговли и финансовых поступлений зависит от одного партнёра, то, как бы ни говорили о суверенитете, обеспечить его невозможно без конкретных шагов.
По его словам, новому профессиональному руководству Армении следует сосредоточиться на поиске стран, где армянская продукция может быть конкурентоспособной. В этих странах нужно создать инфраструктуру поддержки — бесплатные склады, где армянские производители смогут хранить свою продукцию. Также нужно выявить ключевые потребительские направления: торговые сети, крупные закупочные компании, которые приобретают продукцию, производимую в Армении. Далее — выстроить с этими структурами и людьми устойчивые рабочие отношения.
Карапетян также указал, какие рынки следует рассматривать в первую очередь. Основное внимание, по его мнению, должно быть направлено на развивающиеся страны Ближнего Востока и Южной Азии: Ливан, Ирак, Иорданию, ОАЭ, Индию.
Особую роль он отвёл США — крупнейшему импортеру в мире. Сотрудничество с этим рынком оправдано, считает Карапетян, так как американская экономика способна поглотить широкий спектр армянской продукции.
Карапетян отметил, что Ирак играет значительную роль в экспорте Армении. Хотя это не самая богатая страна, поставки туда растут активными темпами. В то же время Иран не даёт экспортных возможностей, поскольку остаётся закрытым и протекционистским государством. Турция полностью блокирует экспорт армянских товаров, даже через территорию Грузии. А другие страны региона характеризуются крайне сложной конкурентной средой.
По его словам, выход на рынок ЕС также сопряжён с серьёзными сертификационными барьерами. Это высококонкурентный рынок, функционирующий в условиях рыночной экономики уже более 70 лет. Что касается Китая, то здесь речь идёт в основном об импорте: Армения закупает продукцию у Китая, в то время как китайская сторона почти ничего не приобретает у Армении, кроме молибдена, меди и концентратов с содержанием золота, к тому же в полупереработанном виде, добытых из недр страны.
Карапетян подчеркнул, что несмотря на заявления о суверенитете, власти за семь лет не смогли наладить устойчивое экономическое сотрудничество ни с одной страной — ни через институты, ни через деловую среду.
Фейк №2. «Самвел Карапетян связан с бывшими властями Армении»
Второй фейк касается предполагаемых связей Самвела Карапетяна с прежними властями. Вице-президент группы «Ташир» напомнил, что все бывшие президенты Армении стремились наладить сотрудничество с представителями армянской диаспоры и крупными инвесторами — такими, как Кирк Керкорян и Эдуардо Эрнекян. Самвела Карапетяна неоднократно приглашали к участию в инвестиционных проектах, однако его взаимодействие с прежней властью всегда носило исключительно деловой характер.
«Эти отношения были уважительными, однако пройденные пути различались. Путь Самвела Карапетяна — это экономический путь, путь создания всего с нуля, развития инфраструктур и формирования команд. Путь государственного аппарата — немного иной, но он также заслуживает уважения», — пояснил вице-президент «Ташира».
Он добавил, что для предпринимателя из диаспоры неважно, кто находится у власти — важно, чтобы его инвестиции приносили пользу родине.
Карапетян подчеркнул, что главная проблема всех руководителей Армении была политизация системы госуправления. По его мнению, политическая модель, которая работала в 2000-х и 2010-х, утратит эффективность к 2030 году. По словам Карапетяна, к этому году Южный Кавказ и общество в целом должны быть готовы к новым вызовам. Соседние страны уже работают в иной динамике, и Армения не может отставать.
Новая политическая сила, по его словам, может управлять более профессионально — если будет придерживаться одного ключевого принципа: если человек профессионален, владеет своим делом и «имеет чистые руки», то он, вне зависимости от политических взглядов, должен играть важную роль в развитии страны.
Карапетян пояснил, что для формирования эффективной управленческой команды новая политическая сила должна отказаться от практики политических назначений и опираться на профессиональные качества кандидатов. Ведомства должны функционировать на основе профессионализма и принципов равноправия. Политизированный госаппарат не способен достичь успеха. Важно привлекать лучших специалистов из диаспоры, из числа оппозиции и опытных представителей бизнес-среды.
Он также прокомментировал мнение о том, что бизнес не должен вмешиваться в управление государством. «А кто тогда должен управлять большими государственными системами, если не люди с реальным опытом управления? Только руководители крупных корпораций знают, как управлять командами из 5–10 тысяч человек — так это устроено в США, Европе и России», — подчеркнул Карапетян.
Он напомнил, что население Армении — всего 3 миллиона человек. Без профессионалов из числа бизнесменов, диаспоры и даже оппозиции невозможно сформировать по-настоящему сильную команду.
Фейк №3. «Диаспора должна ограничиться отправкой денег и не участвовать в настоящем и будущем Армении»
Третья распространённая манипуляция — это попытка принизить значение Диаспоры в жизни Армении и ограничить её роль. Между тем её вклад составляет почти четверть ВВП страны.
«В Швейцарии глава нашего государства заявил, что Диаспора не должна быть даже поддерживающим институтом для Армении. И наоборот — что и Армения не должна быть институтом, поддерживающим Диаспору. Между тем Диаспора ежегодно перечисляет в Армению $5 млрд. Это составляет 20–25% нашего ВВП», — добавил Карапетян.
Он подчеркнул, что около 500 тысяч жителей Армении получают помощь от Диаспоры. Без этой поддержки многие оказались бы за чертой бедности. Сегодня в стране около 600–700 тысяч человек или 23% населения — живут в нищете. Главная задача государства — устранить бедность, снизить уровень безработицы и обеспечить достойную оплату труда. Однако власти вместо этого увлечены внешнеполитическими схемами.
Вице-президент «Ташира» сравнил экономический потенциал Армении, Азербайджана и Грузии. Он отметил, что в пересчёте на душу населения госрасходы и ВВП Армении и Азербайджана примерно равны. Несмотря на наличие нефти и газа, среднестатистический азербайджанец не живёт существенно лучше армянина. На сопоставимом уровне находится и Грузия, несмотря на куда более низкие военные расходы и наличие выхода к морю и логистических преимуществ.
«У Грузии нет военных расходов — но и нет диаспоры. У Азербайджана есть энергоресурсы — но нет диаспоры. А единственным устойчивым источником роста экономики Армении остаётся Диаспора», — пояснил Карапетян.
К тому же, сотни тысяч армян, живущих за границей, получают высшее образование в лучших университетах мира. В Армении такие возможности доступны лишь немногим. Азербайджан тратит сотни тысяч долларов на обучение своих граждан за рубежом. Почему Армения не использует тот потенциал, который уже есть? Диаспора — это естественный союзник Армении.
Карапетян призвал использовать потенциал диаспоры не только как источник денежных переводов, но как активного участника развития страны.
Все фейки и манипуляции преследуют одну цель — посеять рознь в обществе, упростить управление массами и отбить интерес к тем силам, которые предлагают альтернативные идеи, заключил Нарек Карапетян. Он призвал не позволять никому обесценивать возможности Армении.
В Ереване 4 июля прошло шествие в поддержку главы группы компаний «Ташир», после чего адвокат Арам Вардеванян зачитал обращение бизнесмена: «Николу Пашиняну и его правительству нечего делать в Армении. Они не должны иметь отношения к будущему армянского народа». Карапетян заявил, что готов встать на путь борьбы ради страны и объединить народ вокруг принципиально новой силы. 14 июля Карапетян объявил о начале формирования новой политической команды. В тот же день замруководителя аппарата премьер-министра Тарон Чахоян заявил, что власти Армении «абсолютно» не обеспокоены созданием новой политической силы.