Женщина по традиции является хранительницей семейного очага – так было испокон веков.
Женственность, нежность, мягкая доброта в сочетании с умением стойко переносить все тяготы и невзгоды жизни, быть надежной опорой своим мужьям – эти качества всегда отличали армянскую женщину.
На протяжении всей истории армянской государственности рядом с сильными правителями всегда, порой в тени, были выдающиеся армянские царицы, строящие церкви и при необходимости готовые взять руки в меч для защиты Родины.
Коллеги из проекта «Антитопор» рассказали об армянках, которые играли определенную роль в древней армянской истории.
Царица Парандзем
Парандзем, дочь князя Андовка Сюни и любимая жена Аршака II, сформировала за собой целый ореол как белой, так и черной репутации в армянской хронике, во многом из-за своей пленительной красоты, которая часто воспринималась в древности как действо темных сил. Тем не менее ее образ в исторической перспективе важен тем, что после пленения царя Аршака II персами именно Парандзем осталась у командования 11-тысячной армии, при помощи которой держалась оборона крепости Артагерс до тех пор, пока армию не охватила зараза, а сама она была пленена и обесчещена Шапуром.
В честь Паранздем был назван женский батальон времен Арцахской войны 1991-1994 гг.
Царица Зармандухт
Зармандухт была женой царя Папа. Однако сам царь умер раньше, чем наследник мог вступить на престол. Регентом стал спарапет Манвел Мамиконян, однако Зармандухт не осталась за пределами политического поля. Манвел Мамиконян уважал жену павшего царя и неоднократно общался с ней. И послов к персидскому двору посылали они оба. От персидского двора Зармандухт получила и корону, и почетное одеяние. Таким образом, и при регентстве спарапета Зармандухт не потеряла политического авторитета.
Царица Ашхен и княгиня Хосровидухт
Две женщины в жизни царя Трдата III, его жена Ашхен и сестра Хосровидухт, сыграли одну из определяющих ролей в его жизни. Особенно сестра, через которую Трдат III, согласно христианской легенде, смог обрести спасение, так как именно она получала видения, наставлявшие освободить Григора Лусаворича, который и даст исцеление недуга.
Агатангелос оставляет интересные свидетельства о том, что имена обеих упоминаются везде при принятии решений наряду с самим Трдатом. Например: «791. А царь Трдатиос, в единодушии со своей женой царицей Ашхен и своей сестрой Хосровидухт, отдал приказ созвать все войска на сбор». Или вот: «мы, царь Трдатиос, со всем войском страны Великой Армении, и царица Ашхен и великая княгиня Хосровидухт, приветствуем вас. Поэтому мы послали к вам мужей-предводителей…»
Царица Забел
Левон II также имел проблемы с регентством, а потому назначил свою дочь, Забел, наследницей престола, впрочем, с назначенным регентом. Многие не разделили выбор царя, а потому пытались взять трон в свои руки – речь о племяннике Рубена и муже другой дочери Левона, Стефании. Однако план провалился. Но на этом злоключения Забел не закончились – ее решено было посватать с князем Антиохии Филиппом – новым королем Киликии, который, правда был также упечен в тюрьму за отказ креститься по армянскому канону.
В конечном счете Забел выдали замуж за Хетума I, будущего единоличного царя. Но на момент своей жизни она обладала также долей политической власти, так как подписывала ряд официальных актов совместно с подписью своего мужа.
Царица Эрато
Эрато была сестрой своего мужа Тиграна IV (что для эллинистической — и не только — эпохи было нормой). При этом сам брак носил цель сохранить, как верилось, чистоту крови Арташесидов, испытывавших колоссальной политический кризис. Совместно с Тиграном IV они правили страной.
Однако Эрато, несмотря на римское воспитание в духе отцовского, выбрала с мужем-братом парфянскую ориентацию. Впрочем, Тигран IV погибает в битве с аланами, а сама Эрато бежала, так как вынуждена была признать власть Рима. На этом и закончилась история династии Арташесян, но никак не политическая жизнь Эрато.
Уже в эпоху смуты начала I века нашей эры Тигран V (потомок Ирода, римской иудейской династии) был свергнут, и нахарары временно вернули власть Эрато, хоть и совместно с ним. Дальнейшая ее судьба неизвестна, но вся эпоха до Трдата I изобиловала бесконечными свержениями ставленников.
Более подробно с историями владычиц армянского царского двора можно ознакомиться в русскоязычном издании труда «10 выдающихся армянских цариц» доктора исторических наук, профессора Артака Мовсисяна.