Политолог Александр Искандарян в интервью Armenia Today объяснил, почему Никол Пашинян именно сейчас начал атаку на церковь и структуры Самвела Карапетяна. По его мнению, действия Пашиняна — это продолжение логики, начатой в 2018 году после «бархатной революции», и направлены на устранение всех потенциальных центров влияния, не подконтрольных новой революционной власти.
«Зачем Пашинян начал антицерковную кампанию, мне кажется, довольно очевидно. Владимир Ильич Ленин учил: когда делаешь революцию, надо брать почту, телеграф и телефон. В 2018 году взяли исполнительную, законодательную и — с трудом — судебную власть. Поменяли руководство в Карабахе, в армии, подчинили все ключевые структуры», — напомнил Искандарян.
После этого, по его словам, в итоге перед новым правительством остались только два реальных источника независимого общественного влияния, способные вывести людей на улицу — церковь и Диаспора.
Церковь — старейший общественный институт, неподконтрольный власти ни юридически, ни организационно. Второй — это диаспоральные бизнесмены с крупными ресурсами и, по мнению властей, потенциальной способностью влиять на внутриполитическую ситуацию. В первую очередь — президент группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян, отметил политолог. Карапетян с 19 июня арестован на два месяца после критики действий властей в отношении духовенства и Католикоса Гарегина II, ему вменяют призывы к захвату власти.
По мнению политолога, у армянской власти есть опасения по поводу возможной уличной мобилизации накануне выборов. «Особенно опасность этого понимают те, кто сам смог вывести людей на улицы в 2018-м», — добавил Искандарян.
Также политолог считает, что армянские власти боятся «тени Бидзины Иванишвили» — грузинского бизнесмена и противника лидера местной «бархатной революции» Михаила Саакашвили. Партия Иванишвили «Грузинская мечта» в итоге получила власть в стране, а Саакашвили подвергся жесткому преследованию.
Именно поэтому, считает Искандарян, власть действует на «дальних подступах» — пытаясь заранее ослабить потенциальные альтернативные центры влияния.