Глава МИД России Сергей Лавров на совместной с армянским коллегой Араратом Мирзояном пресс-конференции в Ереване ответил обвинения в том, что Азербайджан в ходе агрессии против Армении 2020-2023 года применял российское оружие. Трансляцию пресс-конференции вела Armenia Today.
По его словам, Армения также в предыдущих Карабахских войнах использовала российское оружие «для захвата семи районов, на которые никогда не претендовала официально». «На флаге Мозамбика вообще автомат Калашникова. Но это не значит, что по всему миру российское оружие используется на принципах которые устраивают всех», — заявил Лавров.
Дипломат также прокомментировал, почему Россия не отреагировала прямым вмешательством на нападение Азербайджана на Джермук в 2022 году. Реакция ОДКБ была незамедлительной, заверил Лавров: на место отправилась передовая группа во главе с Генсеком, которая подготовила доклад для обсуждения и принятия мер стабилизации.
Доклад рассмотрели на саммите ОДКБ в Ереване в октябре 2022 года и тогда же согласовывался мирный договор. Однако предложенный текст мирного соглашения был отклонён армянской стороной. Консенсуса достичь не удалось, отметил Лавров.
Тогда же ЕС заявил, что статус Карабаха будет решаться на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, где НКР обозначен как часть Азербайджана.
«В октябре 2020 года, в разгар военных действий, мы ночью редактировали договорённости, где статус НКР был оставлен за скобками. Тем не менее, это решение было отброшено. Наши армянские друзья могут критиковать нашу позицию. Но не критикуют только того, кто ничего не делает», — заключил Лавров.
В апреле 2024 года Лавров рассказал об оружии ОДКБ для Армении. Глава МИД России заявил, что «ОДКБ в 2022 году на саммите в Ереване согласовала документ о передаче дополнительных вооружений Армении для охраны ее границ, о проведении специальных учений и о развертывании на армяно-азербайджанской границе миссии организации». Он отметил, что все министры, включая армянского, завизировали этот документ. «А на утро, открывая саммит, премьер (Армении – ред.) заявил, что консенсуса не получилось», – уточнил глава российской дипломатии.