Декан факультета востоковедения ЕГУ, тюрколог Рубен Мелконян прокомментировал в спецпроекте Armenia Today «Говорим о главном» внутриполитический кризис в Турции, его возможное влияние на Южный Кавказ, возможность агрессии со стороны Азербайджана в отношении Армении и ее последствия.
Причины и возможные перспективы внутриполитического кризиса в Турции
Комментируя опасность развернувшихся в Турции протестов для режима Эрдогана и возможность смены власти в стране, эксперт отметил, что в Турции власть никогда не менялась путем уличной борьбы. Она всегда была фоном, например, к военным переворотам.
«То есть имели место различные проявления уличной борьбы, столкновения между различными социальными слоями, и когда нестабильность достигала своего пика, вмешивалась армия, совершившая в Турции четыре военных переворота. Но в настоящее время армия полностью контролируется Эрдоганом и не существует в качестве политического фактора, каким она была до 2000-х годов. В то время армия играла решающую роль в смене и удержании власти. Сейчас этого фактора нет», — сказал эксперт. По его словам, даже если уличная борьба достигнет определенного накала, армия больше не будет вмешиваться, так как больше не обладает былым инструментарием.
По словам Мелконяна, в нынешних протестах заметно участие турецкой оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), различных левых сил и студенчества. Он выразил мнение, что в происходящем есть элементы «цветной революции», однако они носят искусственный характер, представляют собой применение отдельных технологий.
«Эрдоган чувствует себя комфортно в таких кризисных ситуациях. Он политический хищник и знает нужный момент для нападения на добычу. Каждый раз такие кризисы становятся для него своего рода проверкой на прочность, чтобы доказать себе и своей команде в какой блестящей форме он находится. В 2013 году он преодолел очень большое движение, в том числе ценой жертв, а также одержал верх над попыткой военного переворота в 2016 году. Для Эрдогана это естественное состояние, как чемпионат мира для футболиста, и он, несмотря на свой возраст, находится в хорошей политической форме», — сказал Мелконян.
Однако тюрколог добавил, что Эрдоган победил армию и оппозиционные силы, в то время как мэр Стамбула Экрем Имамоглу, арест которого вызвал протесты, является оппозиционером более нового поколения. Эксперт отметил, что в Турции существует политический миф о том, что, тот, кто становится мэром Стамбула, становится в итоге лидером страны. Мелконян добавил, что и Эрдоган, начавший свой политический путь с поста мэра Стамбула, — живой пример этого мифа.
«Имамоглу — хороший оратор, политик, блестяще владеющий популизмом, обладающий навыками управления и разжигания настроений толпы, опытный руководитель, много лет занимающий пост мэра Стамбула и имеющий примеры управленческих успехов. Он также любим частью народа», — заявил тюрколог, добавив что Имамоглу моложе Эрдогана и имеет президентские амбиции.
Эксперт напомнил, что Эрдоган больше не имеет право на выдвижение своей кандидатуры на выборах президента. По оценке Мелконяна, на следующих выборах, запланированных на 2028 год, Имамоглу может стать самым большим препятствием для преемника действующего президента, а в случае проведения законодательных изменений и выдвижения кандидатуры Эрдогана — и для него самого. По словам эксперта, уже сейчас все опросы показывают, что Имамоглу опережает действующего турецкого лидера как кандидат в президенты.
Тюрколог пояснил, что выбор момента для ареста мэра Стамбула связан с тем, что Эрдогану было бы гораздо труднее сдержать Имамоглу после его выдвижения в качестве кандидата в президенты. Сейчас, по словам эксперта, власти выставляют мэра Стамбула как фальсификатора диплома и взяточника, публикуют кадры его роскошного дома, что должно вызвать отрицательную реацию обычных граждан Турции. Если диплом Имамоглу будет аннулирован, то де-юре он не сможет стать кандидатом в президенты. Эксперт не исключил и роста рейтинга Имамоглу в качестве политика, подвергающегося преследованиям властей. Однако в случае длительного тюремного заключения, рейтинг мэра Стамбула вряд ли останется на таком же высоком уровне.
Мелконян не исключил, что власти после вынесения приговора Имамоглу начнут с ним политический торг, предложив ему амнистию в обмен на уход с политического поля. Он также выразил мнение, что «сейчас идет борьба за титул наследного принца Турции или борьба за следующего лидера». Эрдоган здесь выступает в роли опекуна, который расчищает путь себе или своему преемнику к тому, чтобы стать президентом. По словам эксперта, в качестве преемника Эрдогана рассматривается глава МИД Турции, бывший руководитель турецкой разведки Хакан Фидан.
Эксперт отметил, что Фидан наиболее активно вовлечен в региональные процессы: ему приписывают план оккупации Арцаха, план действий в Сирии, действия, связанные с курдским вопросом, с учетом многолетнего руководства спецслужбами и высокого уровня информированности. В то же время тюрколог подчеркнул, что Фидан не является публичной фигурой, он не оратор.
Возможное воздействие событий в Турции на Армению и регион
Для региона и Армении, на взгляд Мелконяна, возможный выбор Фидана в качестве преемника Эрдогана означает продолжение жесткой линии эрдогановской Турции, агрессивной турецко-азербайджанской политики. Эксперт отметил, что Фидан не уступает по агрессивности Эрдогану.
«Этот путь приведет к продолжению и ужесточению роли и амбиций Турции в регионе. Существует превратное представление, что если Эрдогана не будет, а будет Имамоглу, то подход Турции к Армении может измениться. Это правда только отчасти. У Имамоглу более мягкая риторика, но в глобальном смысле политика Турции не может измениться. Турецко-азербайджанские отношения не могут измениться. Турция не признает Геноцид армян, продолжит враждебное отношение к армянской Диаспоре. Ничего серьезного не изменится, могут быть только мелкие изменения в плане жестов и лексики», — подчеркнул тюрколог.
По словам Мелконяна, для Анкары проблемы, связанные с Арменией, таковы, что как бы ни была занята Турция внутриполитическими проблемами, у нее все равно найдется время и ресурсы для продолжения своей политики в отношении Армении.
«Ереван ждет разочарование»: об открытии КПП «Маргара» на армяно-турецкой границе
Тюрколог прокомментировал публикации в азербайджанских СМИ с критикой в адрес Анкары после поставки гуманитарной помощи из Армении в Сирию через территорию Турции. Он отметил, что Баку чувствительно и ревностно относится к любым контактам и положительным тенденциям в армяно-турецких отношениях, напомнив о недовольстве, выраженном Азербайджаном в период «футбольной дипломатии» между Ереваном и Анкарой. Однако Мелконян подчеркнул, что сейчас совершенно иная ситуация.
Он также отметил, что отправка помощи в Сирию представляет собой жест в сторону Анкары. «Нужно понимать, куда был направлен гуманитарный груз. Гуманитарная помощь для Сирии, но уже находящийся в подчинении у Турции, с протурецкими властями. Это уже не прежняя Сирия при Башаре Асаде, куда мы отправляли помощь. Это был жест в сторону Турции, что вы, мол, захватили власть в Сирии, а мы хотим отправить ей помощь, а также мы готовы помочь армянам, находящимся там. И Анкара в качестве проявления доброй воли открывает границу», — пояснил Мелконян.
По его словам, вслед за попытками армянской дипломатии представить открытие моста как успех Еревана последовали заявления турецких чиновников о том, что «Ереван ждет разочарование, если там считают, что таким образом смогут добиться установления отношений с Анкарой». Мелконян сослался на заявления самих турецких чиновников, в которых они подтвердили, что нормализация армяно-турецких отношений зависит только от полного выполнения Арменией требований Азербайджана.
Возможная агрессия Азербайджана и Турции в отношении Сюникской области Армении приведет к большим потрясениям
Эксперт отметил, что возможная агрессия Азербайджана против Армении с целью получения коридора через Сюникскую область неизбежно повлечет более крупные потрясения. По словам тюрколога, это приведет к последовательному вмешательству в конфликт Ирана, Турции и России.
«Исключать прямого или непрямого столкновения Ирана и Турции нельзя, но, к сожалению, Армения в этом случае окажется в положении театра военных действий, на котором разные силы будут пытаться решить свои вопросы за счет Армении и армянских интересов», — сказал Мелконян.
Он выразил мнение, что усилия США по сохранению мира в регионе связаны именно с этим фактором. Тюрколог также подчеркнул, что возможная помощь Ирана Армении в случае азербайджанской агрессии будет обусловлена именно сопротивлением армянской стороны.