В Армении не работает 1 млн человек трудоспособного населения, люди по-прежнему бедны, их и без того сложное положение ухудшается высокими темпами инфляции. Об этом заявил в беседе с Armenia Today председатель Республиканского союза работодателей Армении (РСРА) Гагик Макарян.
Эксперт, ссылаясь на данные официальной статистики, отметил, что, несмотря на некоторое оживление бизнеса, уровень безработицы в Армении составляет около 17%, но реально эта цифра может достигать 25-28%.
«Рынок труда в Армении имеет сложную структуру, так как многие граждане по различным причинам не хотят регистрироваться в качестве безработных, и о реальности официальных цифр можно судить по тем, кто зарегистрирован официально. Официальные данные показывают, что после вспышки коронавирусной инфекции и войны произошло определенное оживление бизнеса, некоторые предприятия были перезапущены. Кроме того, в госсекторе зарегистрировано довольно много рабочих мест, и лишь пятьдесят процентов – в частном секторе.
Но, несмотря на это, люди по-прежнему достаточно бедны, и их положение усугубляется высокой инфляцией. Из 1,7 миллиона граждан трудоспособного возраста только 654 660 000 работают в государственном и частном секторах вместе взятых. Другими словами, около миллиона человек не зарегистрированы. При официальной регистрации количество безработных резко увеличилось бы», — сказал Макарян.
Он отметил, что при обсуждениях в Союзе бизнес-программ становится очевидным, что в некоторых общинах нет соответствующей организации работодателей, в основном это малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели, то есть есть регионы, которым нужны более устоявшиеся компании.
«Сегодня внутренняя миграция очень активизировалась, все стремятся в Ереван», — сказал эксперт. Он подчеркнул, что есть сферы, где есть большая потребность в работниках, в частности, в строительстве и промышленности, но есть и сферы, где, наоборот, много специалистов, особенно в гуманитарных сферах.
«Проблема в том, что большинство из нас не получают образования в технических областях. Кроме того, есть проблема с навыками, система образования не имеет технической базы», – сказал он, отметив, что связь «работодатель-образование» разорвана, и этот разрыв становится все больше.
Что касается отклоненного правительством предложения парламентской оппозиции о повышении минимальной заработной платы с 68 000 до 80 000 драмов, то, по словам главы РСРА, повышение минимальной заработной платы должно соответствовать экономическому росту, поскольку в госсекторе меньше лиц, получающих минимальную заработную плату, их несравненно больше в частном секторе.
Гагик Макарян отметил, что средняя зарплата в Ереване выше, чем в регионах, поскольку госаппарат в основном сосредоточен в Ереване.
Напомним, на одном из последних очередных заседаний правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что в марте 2022 года был установлен абсолютный рекорд рабочих мест. Он, в частности, сообщил, что по состоянию на март в стране зарегистрировано 654 784 оплачиваемых рабочих места, что на 5,3% больше, чем в марте 2021 года.
«Мы даже не сравниваем 2020 год как кризисный, и даже по сравнению с 2019 годом количество рабочих мест оказалось больше на 12,1%, а по сравнению с мартом 2018 года — на 22,4%. То есть с 2018 года у нас 120 660 вновь зарегистрированных рабочих мест», — сказал он, добавив, что по состоянию на март 2022 года среднемесячная заработная плата составила 243 607 драмов, что на 32 202 драма или на 15% больше, чем в марте 2021 года, на 59 730 драмов или на 32,4% больше, чем в 2019 году, и на 69 530 драмов или на 39,9% больше, чем в марте 2018 года.