Н и Баку, ни Ереван не ставят вопрос о возвращении к трехстороннему формату переговоров, заявил политолог, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев, комментируя возможное возвращение к договоренностям от ноября 2020 года.
По его словам, сейчас возвращение к трехстороннему формату маловероятно. «Баку и Ереван в силу разных обстоятельств выбрали двусторонний формат и ту межправительственную комиссию, которая сейчас периодически собирается во главе с вице-премьерами Армении и Азербайджана Мгером Григоряном и Шахином Мустафаевым», — отметил Арешев.
Арешев выразил сомнения в том, что Москва будет настаивать на возвращении в ультимативной форме. «Это было бы не очень логично и не было бы воспринято. Получится ли это сделать, когда-нибудь в будущем трудно сказать. Ситуация меняется достаточно динамично», — уточнил он.
Эксперт также прокомментировал проблемы, возникшие в российско-азербайджанских отношениях. «Они были актуализированы после трагического инцидента 25 декабря 2024 года (авиакатастрофе рейса Баку-Грозный авиакомпании Azerbaijan Airlines, — АТ), но мне сейчас кажется, что тут существуют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, эту тему разногласий заинтересованные силы и в Баку, и в Москве пытаются замять с учетом важности и характера российско-азербайджанских торгово-экономических, энергетических связей, а с другой стороны, мы видим это по ряду публикаций в азербайджанских СМИ, идет выискивание новых сюжетов, призванных обострить ситуацию», — подчеркнул Арешев.
Внешние силы, по его мнению, могут оказать влияние на этот вопрос, так как сторонников дальшейщего разлада российско-азербайджанских отношений более чем достаточно. «Поэтому здесь будет такая ситуация, и мы можем только тактически наблюдать за тем, как она будет меняться и какая из тенденций будет брать вверх», — заключил эксперт.
Трехсторонние договоренности от 9 ноября 2020 года были подписаны Россией, Арменией и Азербайджаном для прекращения военных действий в Нагорном Карабахе. Соглашение закрепило перемирие, установило новые границы и предусматривало размещение российских миротворцев в регионе для контроля ситуации. Оно также включало пункт о разблокировке экономических и транспортных связей между сторонами. Однако в дальнейшем из-за новых агрессивных действий Азербайджана реализация этого соглашения была затруднена.