Валентина Балаян – вынужденная переселенка из Арцаха, женщина невысокого роста с печальным взглядом. Родом она из села Ванк Мартакертского района. Вышла замуж и переселилась в село Чанкатах, окруженное с четырех сторон лесами. Валентина потеряла мужа в первой Арцахской войне, одна растила двух детей. С сыном построила теплицу.
Сейчас Валентина живет в Ереване, вместе с братом, сыном и невесткой. Один из приятелей брата подыскал им квартиру на территории бывшего завода на улице Арцаха.
Маленькие шероховатые пальцы касаются экрана: Валентина ищет в телефоне фотографии своего дома в Арцахе. Она показывает вид из окна своего дома, где отчетливо видна граница. Женщина рассказывает, что во время 44-дневной войны их дом был разрушен, и им пришлось вновь отстраивать его: «К счастью, дом мы построили, но прожили в нем всего три года», – с печалью вспоминает Валентина.
Женщина отчетливо помнит 19 сентября 2023 года: ее племянница пришла и сказала – надо собираться, началась война. Перепуганная женщина до вечера просидела на кухне, когда позвонила невестка и сказала – надо уходить. «Но как мне выйти, ведь повсюду стрельба – ответила я ей. Сын мой был в это время на работе. Я позвонила ему, сказала – Азат, снаряды падают уже совсем близко от дома, что мне делать? Он велел мне покинуть дом, и я добежала до ближайшего магазина», – вспоминает Валентина.
Из дома она выбежала в тапочках, ничего не успела с собой взять. Первые четыре дня она вместе со своей семьей и другими односельчанами – порядка 80 человек – находилась на территории одной из частей российских миротворцев. Еды почти не было, люди в спешке покинули свои дома, не взяв с собой ничего из одежды.
«Затем русские сказали, что перевезут нас в другое место. Стрельба велась круглые сутки. На пятый день нас доставили в Степанакерт», – вспоминает Валентина.
26 сентября они выехали из Степанакерта в Армению, добирались целых три дня. В Вайке ее семью приютила одна из местных женщин, обеспечила всем необходимым.
Сейчас семья Валентины, обосновавшаяся в Ереване, очень нуждается в работе. За квартиру они не платят, но жилье лишено самых элементарных удобств. К тому же у Валентины проблемы со здоровьем, ей необходимы лекарства. Но в социальные программы она почему-то не вовлечена.
«Нам ничем здесь не помогают. Я обращалась, говорила, что вдова, муж мой погиб на войне, что у меня диабет, я перенесла два инсульта, меня дважды оперировали… Обещали оказать помощь, но никакой помощи мы по сей день не получили. А вот в Вайке нам очень помогли», – рассказывает Валентина.
Валентина вспоминает, что в день, когда они бежали из дома, она даже не успела взять с собой деньги и вещи. Она показывает нам видео своего дома, рассказывает, как строили его, сколько сил, труда и времени вложили в него.
Однако потеря дома – не самая страшная беда для Валентины. «Мне очень жаль нашу молодежь. А дом? Так положишь камень на камень – вот дом и готов! О доме я не тоскую, мы потеряли молодых мужчин, молодых ребят своих лишились. Моему мужу было всего 36, когда он погиб. Сколько погибло таких – 36-летних, 19-летних, 18-летних, 16-летних… Сколько детей остались без отцов, сколько свадеб так и не было сыграно… Как в Карабахе, так и в Армении, для меня это одно и то же, ведь все мы армяне. Мне жаль нашу молодежь, наши кладбища. Ни о чем не горюю, только о наших погибших молодых», – говорит Валентина.
33-летний сын Валентины Азат Балаян работал на Чанкатахском руднике. 19 сентября он с утра был на работе. Вернувшись в село, он застал его уже обезлюдевшим.
В Чанкатахе есть семь церквей, одну из которых, по словам Азата, азербайджанцы взорвали еще в советские годы, но ее впоследствии отреставрировал один из благотворителей.
«У азербайджанцев нет культуры, нет литературы, нет даже своего алфавита. Ничего у них нет, вот и воруют все это у соседей. Весь мир об этом знает. Они могут снять крест с нашей церкви и водрузить вместо него свой полумесяц», – рассказывает Азат.
Работу в Ереване Азат пока не нашел. Семья, за исключением Валентины, получает социальную поддержку, но этих средств, по словам Азата, недостаточно для удовлетворения всех нужд.
«Мы здесь начинаем с нуля и нуждаемся во всем. Выделяемых государством средств недостаточно для нормальной жизни. Есть люди, которые так и не получили помощи, в том числе – моя мать. К тому же этих 100 тысяч драмов просто не хватает. А за 50 тысяч съемную квартиру в Ереване не найдешь», – рассказывает Азат.
Валентина скучает по своим односельчанам, мечтает жить с ними в одном селе, где вместо склада металла на территории завода будут пышные сады. Каждое утро в своем доме в Арцахе Валентина видела свой цветущий сад. Женщина признается, что если у них снова будет свой участок, она вновь разобьет сад.
Анна Бадалян